На базе передовых хозяйств Минской области будут готовить молодых управленцев для АПК.
Над решением кадровой проблемы в агропромышленном комплексе Беларуси бьются не один год. Несмотря на предоставление жилья, дополнительные выплаты, молодежь по-прежнему не стремится в сельскую местность. Даже обязательная отработка по распределению не дает должного результата - отбыв свой срок, молодые люди уходят в другие сферы. При этом в некоторых хозяйствах недостает не только механизаторов, водителей, животноводов, но и управленцев. А тем, которые есть, в большинстве за пятьдесят. Именно поэтому воспитание достойной смены важно для будущего аграрного сектора страны. Однако и со стороны хозяйственников звучит справедливая критика в адрес системы сельскохозяйственного образования за отрыв процесса обучения от тех знаний, которые нужны будут выпускнику в профессиональной жизни. Чтобы основательно подготовить студентов-старшекурсников аграрных вузов, увязать теорию с практикой, поближе познакомить их с будущей работой, в Минской области пошли по пути создания учебно-практических центров на базе лучших сельхозорганизаций. Предполагается, что они будут кузницами руководящих кадров для АПК региона. Как оно получится на практике, покажет время, но опыт, когда со студенческой скамьи выпускники пересаживались сразу в кресло председателя СПК, в Беларуси уже имеется. Такой пример есть и на Минщине - совсем молодой парень возглавил хозяйство, и теперь оно одно из лучших в Столбцовском районе. "Конечно, не все смогут стать в ближайшем будущем непосредственно руководителями, но главными специалистами, заместителями – вполне. Мы заинтересованы в том, чтобы на работу пришли грамотные молодые люди, которые еще до распределения пройдут производственную практику по всем направлениям деятельности сельхозорганизаций, получат более полное представление о своей специальности и о том, к чему стоит стремиться", - отмечает председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Миноблисполкома Виталий Гришанов. Первой такой учебной площадкой стал агрокомбинат "Ждановичи". На две недели он принял более 20 студентов пятого курса Белорусского государственного аграрного технического университета (все они родом из столичного региона). Организован их подвоз к месту учебы и работы, питание, за ними закреплены опытные специалисты, подготовлены кабинеты, учебная программа. Генеральный директор агрокомбината Григорий Чуйко (в прошлом молодой руководитель) в свое время возглавил хозяйство в 25 лет и знает, как важна помощь более опытных в профессиональной карьере. Своим принципом считает слова: "Хочешь быть бессмертным - передай свои знания другим людям". Вот и коллектив в агропромышленном холдинге подобрался молодой - средний возраст работников не превышает 40 лет, некоторым заместителям директора нет и 30. Около 70 человек за счет агрокомбината получают образование на различных формах обучения, 15 ребятам назначены стипендии от хозяйства. "Без образования, современных знаний сделать прорыв в сельском хозяйстве невозможно, поэтому мы всячески приветствуем получение второго высшего образования, повышение квалификации, предоставляем возможность посещать семинары, даже учебу за границей. Учиться никогда не поздно", - уверен Григорий Чуйко. Главную же задачу агрокомбината как учебно-практического центра он видит в том, чтобы приблизить теоретически подготовленных и отобранных студентов высших учебных заведений аграрного направления к реальной жизни. Знание профессиональных секретов позволит молодому специалисту быстрее адаптироваться на производстве и добиться успехов. К образовательному проекту с 27 февраля подключится агрокомбинат "Дзержинский", затем - агрокомбинат "Снов" и 1-я Минская птицефабрика. "Эти хозяйства по праву считаются передовыми в республике, и, находясь здесь, молодые люди получат бесценный опыт, - считает начальник главного управления организационно-кадровой работы Минского облисполкома Владимир Гуринович. - Учебно-практические центры - не просто учебно-производственная практика. Они рассчитаны на лучших студентов, которые в перспективе могут возглавить сельхозорганизации области. Обучающиеся приобретут знания не только по своим специальностям, но и по основам управления предприятием. В будущем есть намерения увеличить время прохождения практики до полугода". Подобная форма работы (подготовка будущих руководителей АПК из числа молодежи) уже опробована на молодых специалистах. В течение прошлого года в агрокомбинатах "Снов", "Дзержинский", "Ждановичи" и на Смолевичской бройлерной птицефабрике повысили свою квалификацию 23 выпускника сельскохозяйственных вузов, некоторые из них, будучи в возрасте до 30 лет, заняли руководящие посты. О том, что сельскохозяйственное образование должно соответствовать значительно продвинувшемуся вперед за последние годы сельскому хозяйству, говорилось не раз. Сегодня технологии меняются быстрее, чем учебные программы в вузах. Поэтому сближение образовательного процесса с практикой как никогда актуально. В этой связи создание учебно-практических центров на базе передовых хозяйств - один из способов повышения качества подготовки специалистов сельскохозяйственного профиля. Кроме того, с недавнего времени вузы стали работать по новым, более практикоориентированным учебным планам. В частности, Белорусский государственный аграрный технический университет (БГАТУ) в 2011 году значительно увеличил количество лабораторных, практических занятий. На лекции отведено только чуть более 30% от общего объема часов. На первом курсе возможно получение рабочих специальностей - водитель транспортных средств, тракторист-машинист, слесарь по ремонту автотракторного оборудования, на пятом - двадцать недель посвящены исключительно производственной инженерной практике. С другой стороны, содержательно увязать образование с современным уровнем технического оснащения сельхозпроизводства - полдела, нужно придать ему инновационный характер, а это возможно на качественно новой и усовершенствованной материальной базе, опережающей по оснащенности материально-производственную базу сельскохозяйственных предприятий. Получению новейших научно-производственных знаний должно способствовать создание при инновационных объектах, научно-практических центрах Национальной академии наук Беларуси филиалов кафедр, передача техническим вузам опытных образцов техники, прошедших государственные приемочные испытания для использования в учебном процессе. Повышение качества подготовки будущих аграриев - не единственный вопрос, который требует внимания. Гораздо более серьезной проблемой является закрепляемость кадров на местах. С модернизацией сельского хозяйства для этой сферы требуется меньший штат тружеников села, чем раньше, но нужны высококвалифицированные специалисты, знающие современные технологии, а не работающие по старинке. В Минской области, например, только около четверти работников АПК - молодежь в возрасте до 31 года. Всего же в области в сельском хозяйстве заняты 86,3 тыс. человек, в том числе 16 тыс. 630 специалистов, из которых 36% имеют высшее образование. Кадровый голод особенно остро ощущает отрасль животноводства, которая приносит почти 70% денежной выручки. Инженерная служба укомплектована на 89%. Свободными остаются 23 вакансии главных инженеров (в прошлом году - 44). Что касается закрепляемости кадров, то первые два года в столичном регионе этот показатель достаточно высокий - 93% молодых специалистов после учебы работают в хозяйствах, но по истечении срока на прежних рабочих местах остаются только чуть более 50% пришедших по распределению. Проректор по учебной работе БГАТУ Николай Романюк привел такие цифры по своему вузу: с учетом призыва на воинскую службу, поступления на учебу, отпуска по уходу за ребенком в среднем около 80% выпускников БГАТУ трудоустраиваются в организациях АПК Беларуси, после 2-летнего срока продолжают работу около 48%. В зависимости от региона, показатель колеблется от 34% по Гомельской до 61% по Гродненской областям, а с учетом перераспределения молодых специалистов - от 53% до 70% соответственно. Анализ закрепляемости свидетельствует, что более высокую привлекательность для молодых людей имеют крупные хозяйства, предприятия перерабатывающей промышленности. Практически за исключением случаев, связанных с семейными обстоятельствами, молодежь из них не уходит. Почему так происходит, легко объясняется общим уровнем развития сельскохозяйственного производства: чем "крепче" сельхозорганизация (а агропромышленным холдингам легче выживать в рыночных условиях), тем больше у нее возможностей материально заинтересовать работника, предоставить достойные условия для работы и жизни. Отстающим же найти ресурсы не так-то просто. Еще один момент - настроение трудового коллектива, насколько он нацелен на результат, хотят ли люди там зарабатывать. Часто инертность тружеников села делает невозможным внедрение новаций, и не каждый молодой специалист, даже имея желание что-то изменить, в состоянии преломить ситуацию. Для этого нужно обладать лидерскими качествами. Да и, как говорится, один в поле не воин. Вот и получается: столкнувшись с реальностью и не сумев преодолеть обстоятельства, молодой человек уходит, разочаровавшись. С другой стороны, не секрет, что в аграрных вузах много случайных людей, которые поступали не по зову сердца, а как получилось. Проблемные моменты проявляются в основном тогда, когда студент потерял всякий интерес к своей будущей профессии и ищет возможности реализовать свои способности в других сферах. Как считает Николай Романюк, этих негативных тенденций можно избежать через более тщательную довузовскую подготовку, отбор совместно с обл- и райсельхозпродами сельской молодежи, включающий целевой набор, непрерывную интегрированную систему профессионального образования. "Будущий студент должен четко представлять, что его ждет на производстве, сферу своей деятельности, тогда и с закрепляемостью специалистов проблем серьезных не будет. Именно через интеграцию среднего и высшего образования можно добиться успехов", - уверен он. В подтверждение он привел многолетний опыт работы БГАТУ с выпускниками аграрных колледжей - их закрепляемость составляет практически 100%. Такие студенты (около 30% от общего количества студентов дневной формы обучения) получают дальнейшее аграрное образование осознанно. Помимо того, что увеличивается прием наиболее подготовленных и талантливых молодых ребят, при непрерывной интегрированной системе профессионального образования на 1,5 года сокращается период и на 30% себестоимость обучения. Стоит сказать, что для молодых специалистов сельскохозяйственной отрасли создаются условия для их закрепления на селе. В течение первых двух лет работы им устанавливается доплата в размере одной тарифной ставки первого разряда, утвержденной правительством для работников бюджетной сферы. По истечении этого времени тем, кто заключает договоры и остается в хозяйствах, применяется доплата к зарплате в течение трех лет в трехкратном размере тарифной ставки первого разряда. В 2011 году в Минской области из бюджета на поддержку молодых специалистов направили Br2 млрд. Решаются жилищные вопросы. В прошлом году в столичный регион прибыли 388 молодых специалистов с высшим и 377 со средним специальным образованием - в среднем по одному специалисту с высшим и средним образованием в каждое хозяйство. Им для проживания выделено 94 дома, 71 квартира, 213 мест в общежитиях. Около 300 выпускников определились по месту жительства. К сожалению, как показывает практика, для решения кадровой проблемы в агропромышленном комплексе принимаемых мер недостаточно, хотя, безусловно, определенные успехи есть. Не сделает революцию и включение в образовательный процесс передовых хозяйств. Здесь нужен комплексный подход, направленный в целом на повышение престижа сельскохозяйственных профессий, обеспечение в сельском хозяйстве достойной зарплаты и комфортного проживания на селе. Но распространению передового опыта хозяйствования на земле на другие сельхозорганизации, куда придут выпускники по распределению, учебно-практические центры могут посодействовать. Надежда РАДИВОН, БЕЛТА.
Галерея изображений