Александр Лукашенко протестировал 450-тонный карьерный самосвал БелАЗ

Президенту представили новый карьерный самосвал грузоподъемностью 450 т. Это самый большой в мире самосвал, он предназначен для перевозки горной массы в сложных горнотехнических условиях глубоких карьеров, на открытых разработках месторождений полезных ископаемых по технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации при температуре воздуха от минус 50 до плюс 50 градусов. Общая масса груженого самосвала составляет 810 т. 

Александр Лукашенко решил лично протестировать новый самосвал и совершил пробную поездку по испытательному полигону.

Президент остался доволен увиденным и похвалил инженеров, конструкторов и всех причастных к созданию этой машины. "Это автомобиль завтрашнего дня. И главное – что мы первыми его сделали. За это молодцы!" - сказал глава государства. В то же время он подчеркнул, что произвести недостаточно, важно продать. Как доложили Президенту, выход на мелкосерийное производство карьерного самосвала грузоподъемностью 450 т планируется в первом полугодии 2015 года.

Глава государства ознакомился с организационно-технологической структурой холдинга, производственным, финансово-экономическим состоянием и перспективами развития предприятия, технологическим процессом производства самосвалов особо большой грузоподъемности.

"БелАЗ-Холдинг" был создан в 2012 году в целях оптимизации структуры управления. В его состав входят ОАО "БелАЗ" - управляющая компания холдинга "БелАЗ-Холдинг", СЗАО "Могилевский вагоностроительный завод", ОАО "БелАЗ-Сервис", ОАО "Стародорожский механический завод", ОАО "Кузлитмаш", ОАО "Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования". 

Александр Лукашенко поинтересовался, оправданным ли было такое слияние. Как доложил генеральный директор холдинга Петр Пархомчик, объединение в холдинг позволило значительно улучшить показатели работы предприятий, на них реализуются инвестиционные проекты, проходит модернизация и техническое переоснащение. В целом рентабельность работы холдинга в этом году составляет более 14%. По сравнению с прошлым годом произошло некоторое падение показателей, однако это связано с общей ситуацией на мировом рынке и характерно для всех производителей карьерной техники. В частности, в первом полугодии 2013 года уменьшились поставки таких крупных производителей карьерных самосвалов, как Caterpillаr (на 29%), Liebherr (на 57%), Hitachi (на 61%), Komatsu (на 62%). На заводах Caterpillаr произошло значительное сокращение работников.

"Не очень успокаивает, что у конкурентов не лучше. Надо, чтобы у нас было хорошо", - сказал глава государства. 

По словам Петра Пархомчика, ОАО "БелАЗ" ведет активную работу по разгрузке складов, осваивает новые рынки, ведет переговоры с крупными мировыми покупателями. В частности, к концу года планируются поставки техники в страны Латинской Америки. 

При реализации продукции на экспорт ОАО "БелАЗ" использует субъекты собственной товаропроводящей сети. В России, странах СНГ и дальнего зарубежья создано 45 сервисных центров и два сборочных производства. Начато создание сервисного центра в Монголии, ведутся подготовительные работы по строительству сервисного центра в Индии, куда в 2013-2014 годах планируется нарастить поставки карьерной техники БелАЗ. 

Президент подробно интересовался ситуацией на каждом предприятии, входящем в холдинг, эффективности реализуемых на них инвестиционных проектов. 

В ОАО "Кузлитмаш" в 2013-2015 годах реализуется проект по организации кольцераскатного производства и выпуску ободьев карьерных самосвалов грузоподъемностью 130-450 т. Объем инвестиций планируется в сумме $80 млн.

СЗАО "Могилевский вагоностроительный завод" ведет модернизацию и техническое дооснащение для создания производственных мощностей по выпуску грузовых вагонов в количестве 5 тыс. единиц в год к 2018 году. Это позволит обеспечить предприятия страны полувагонами, а также специализированным подвижным составом отечественного производства для организации перевозок минеральных удобрений, цемента, зерновых культур. 

В ОАО "Слуцкий завод ПТО" планируется освоить выпуск кранов опорных (подвесных) грузоподъемностью свыше 10 т, на базе ОАО "Стародорожский механический завод" - тормозных колодок и других фрикционных изделий, а также производства фильтров и фильтроэлементов.

В 2014-2017 годах в ОАО "БелАЗ" - управляющая компания холдинга "БелАЗ-Холдинг" будет реализован инвестпроект по организации производства крупногабаритного железнодорожного литья мощностью до 7 тыс. вагоно-комплектов в год по технологии изготовления литейных форм с использованием песчано-глинистых смесей (ПГС). В результате в стране будет создана собственная материальная база для развития вагоностроительной отрасли, обеспечены потребности в крупном литье.

Как отметил Петр Пархомчик, реализация этих проектов направлена на развитие производственных мощностей, повышение качества и конкурентоспособности продукции, решение вопросов импортозамещения, локализацию производства на предприятиях холдинга.

Президенту доложили также об инновационных проектах, реализуемых в промышленности. 

Всего в системе Минпрома работает 220 предприятий, все они проводят комплексную модернизацию. Министерство промышленности реализует 13 крупных инвестиционных проекта и 34 инновационных. Как отметил министр промышленности Дмитрий Катеринич, за 2001-2012 годы в обновление основных фондов в промышленности вложено $36 млрд.

Главу государства также ознакомили с текущей ситуацией по модернизации деревообрабатывающих предприятий. Самый крупный проект реализуется в ОАО "Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат" с привлечением китайских инвестиций. Их объем оценивается в $860 млн. Как доложил первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко, все работы идут по графику, планируется уже к концу 2015 года ввести новые мощности. Ожидается, что с запуском нового производства выработка на одного занятого увеличится в шесть раз. 

Что касается ОАО "Ивацевичдрев", то после завершения модернизации выработка на одного занятого выросла в десять раз, средняя зарплата увеличилась с $270 в эквиваленте до $715. Предприятие продает всю выпущенную продукцию, погашает кредитные обязательства, не имеет просроченной задолженности платежей. 

"Не получится ли так, что мы вкладываем огромные средства, а потом будем героически бороться, чтобы продать продукцию?" - поинтересовался глава государства.

Как заверил Владимир Семашко, все проекты экономически просчитаны, имеются потенциальные рынки сбыта. Предполагается, что около 60% продукции будет реализовываться внутри страны и 40% пойдет на экспорт.

Глава государства пообщался с трудовым коллективом ОАО "БелАЗ". Президент поинтересовался, какие проблемы волнуют людей. Одной из самых актуальных для работников оказалась тема оплаты больничных листов по новому механизму. В частности, проработавшие на предприятии менее полугода специалисты в случае болезни получают невысокую выплату.

Александр Лукашенко не исключил возврата к прежнему механизму оплаты больничных листов. "Мы можем вернуться к тому, что было, - сказал глава государства. - Но не надо торопиться, давайте посмотрим, что получится. Если это будет во вред людям и социальной политике, тогда отменим".

Александр Лукашенко предложил рассмотреть вариант оказания заболевшему работнику материальной поддержки тем предприятием, на котором он трудится. "А там, на предприятии, разберутся, кого поддержать", - сказал он.

Президент обратил внимание на кризисную ситуацию в мировой экономике. По его словам, когда кризис закончится, Беларусь должна выглядеть прилично: "В трудное время мы не останавливались. Мы живем с реального сектора экономики, а не нефти и газа. И когда кризис закончится, мы будем выглядеть прилично". 

"Вы кричите: цены очень высокие. Я начинаю прессовать: давайте снижать, - отметил глава государства. - То есть держим цены на низком уровне, а зарплату раздули. Последствия вы хорошо знаете. Но меня что больше всего волнует? Появился у вас лишний белорусский рубль, куда вы побежали? В обменники скупать валюту. И потом кричат: а будет девальвация или не будет? Если будет девальвация - вы ее сделаете".

Александр Лукашенко затронул также другую обсуждаемую тему: "Президент сказал, а мы же едем одеваться в импортную одежду, потому что наша по качеству хуже. Да не об этом речь. Пограничники докладывают, что некоторые деятели по 700 раз ездят туда и назад. Что они там делают? Скупают валюту, которую мы зарабатываем, вывозят туда и привозят шмотки. Да, Евросоюз вам подкинет это дешевле, весь этот мусор будет за $3 млрд. сбрасывать".

По словам Президента, на эти вопросы необходимо смотреть шире. "Для меня главное, когда у человека глаза светятся, он доволен, ему хорошо живется. Ничего мне не надо, лишь бы было вам хорошо", - сказал Александр Лукашенко.

Президент также затронул тему поддержки семей с детьми. По его словам, в Беларуси разрабатывается проект "Большая семья", предполагающий различные варианты поддержки семей с детьми. В частности, рассматривается возможность открытия счета, на который будут начисляться средства при рождении ребенка. Причем планируется, что эта сумма будет значительно увеличиваться при появлении в семье каждого последующего ребенка. 

Александр Лукашенко напомнил, что и сегодня многодетным семьям государство оказывает существенную поддержку, в частности предоставляется бесплатное жилье. 

"Любым образом надо поддерживать семьи, чтобы в них рождалось по трое детей. Дети - это главное, - сказал Президент. - Если у нас не будет достаточно населения, тогда нечего говорить о независимости". 

Александр Лукашенко отметил, что Беларусь в плане рождаемости уже демонстрирует неплохие результаты. По его словам, в следующем году страна выйдет на нулевой показатель соотношения смертности и рождаемости.

Галерея изображений