Города Беларуси: к 370-летию Жодино

История города

Возникновение Жодино напрямую связано со значительным экономическим ростом конца 16 - первой половины 17 веков. В этот период приобрел исключительное значение торговый путь, который пересекал Беларусь от Бреста до Дубровно, связывая ее с Польшей и Россией. Вдоль этого пути располагалось Смолевичское имение, на восточной окраине которого в 1643 году по велению Богуслава Радзивилла началось строительство города Богуслав Поле (Жодино он стал называться позже).

Богуслав Поле с самого основания стал городом мастеров и энтузиастов. Первую мельницу в 1663 году некий Хома Коршецевич построил на собственные деньги, за что получил три года "вольности", то есть освобождения от налогов. Вторую мельницу в 1665 году за собственный счет построил Олесь Иваськович. Он также был поощрен тремя годами "вольности". Богуславские ремесленники занимались торговлей и оказанием услуг крестьянам из окрестных сел. В городе было три колесника, два портных, скорняк, кузнецы, бондари, мельники, некоторые зарабатывали пушным промыслом, охотой. Часть ремесленников занималась переработкой сельскохозяйственной продукции: давили масло из семян льна и конопли, занимались копчением колбас и мяса.

Война 1654-1667 годов не обошла стороной и Богуслав Поле. Количество дворов в местечке за несколько лет сократилось почти вдвое. Однако после подписания Андрусовского перемирия в 1667 году началось строительство почтового тракта Вильня - Москва, который прошел через Молодечно, Минск, Борисов, Смоленск и Богуслав Поле и способствовал оживлению хозяйственной жизни местечка.

В инвентаре от 1781 года местечко впервые выступает не под старым названием Богуслав Поле или Богуслав, а под новым, более привычным для нас - Жодин. Инвентарь упоминает в Жодино две мельницы, два става и корчму.

В составе Российской империи

В 1793 году после второго раздела Речи Посполитой Смолевичская земля вошла в состав Российской империи. В этом же году была проведена административная реформа, в результате которой основная часть имения Смолевичи разделилась между вновь созданными Борисовским и Игуменским поветами, небольшая часть вошла в Минский повет. Жодино из местечка стало селом Смолевичской волости Борисовского повета Минской губернии.

1795 год ознаменован тем, что по распоряжению российского правительства в Жодино была создана почтовая станция, на которой должно было быть 30 лошадей и 15 ямщиков-почтальонов.

Война 1812 года стала серьезным испытанием для Беларуси. Французы поделили захваченные территории на департаменты и кантоны, обложили население податями и поборами, отбирали скот, зерно, лошадей. Через Смолевичи, Плису, Жодино, Борисов пролегла обозная дорога со станциями для ночлега.

В 1828 году новым хозяином Смолевичского имения, в том числе и Жодино, стал князь Лев Петрович Витгенштейн, сын известного русского полководца. В 1845 году в ответ на жалобы крестьян о притеснении их со стороны управляющих имениями Витгенштейн принял решение усилить местное самоуправление, для чего в каждой волости были созданы выборные управы. Но благоприятные реформы на этом закончились, вскоре государство выкупило у Витгенштейнов корчму на почтовом тракте, на основе которой была устроена почтовая станция. На этом же тракте размещалась так называемая этапная тюрьма.

В 1863 году в Жодино произошло важное событие. На месте старой разрушенной униатской Петропавловской церкви была заложена новая деревянная православная церковь, освященная в честь Святого Михаила Архангела, которая вскоре стала центром Жодинского прихода. Резонанс вызвало открытие народного училища в разгар восстания.

Значительное влияние на развитие Смолевичского края оказало строительство в 1871 году железной дороги Москва - Брест. В связи с этим была возведена одна станция в Жодино, другая - в двух километрах от Смолевич. Железная дорога способствовала оживлению торговли, ускорила развитие хозяйства, ремесел и промышленности.

Во времена мировой и гражданской войн

В октябре 1917 года в России вспыхнула социалистическая революция. В ноябре советская власть установилась и на Смолевичской земле. Но уже в феврале 1918 года немецкая армия начала наступление и оккупировала значительную часть Беларуси, в том числе и Жодино, где стояла до 6 декабря 1918 года. После этого Красная Армия вновь заняла покинутую Германией территорию, но в середине августа 1919 года Жодино оказалось под польской оккупацией. По всему Смолевичскому району развернулось партизанское движение против оккупантов, в итоге 9 июля 1920 года после тяжелых боев Жодино было освобождено. Во время отхода польских легионов из Жодино возник пожар, была сожжена станция и взорван железнодорожный мост.

После возвращения в 1924 году РСФСР Беларуси в результате нового административного деления Жодино стало центром сельского совета в Смолевичском районе. В 1935 году закончилось строительство автомагистрали Минск - Москва. К началу войны в Жодино было построено депо узкоколейной железной дороги, началось строительство ГРЭС.

Во времена Великой Отечественной войны

Бомбардировка Жодино началась на пятый день войны. Железнодорожная станция, на которой скопилось много эшелонов с техникой и людьми, стала основной мишенью немецкой армии. 29 июня 1941 года город был оккупирован.

Расположение Смолевич и Жодино на центральном железнодорожном и автомагистральном пути Минск - Москва делало их важными стратегическими пунктами для врага. На захваченных территориях фашисты укрепляли свои позиции. 1 июля в Смолевичах был размещен штаб 47-го танкового корпуса немецкой армии. В сентябре 1941 года во дворе бывшей школы фашисты устроили еврейское гетто.

Город Жодино был освобожден 2 июля 1944 года в ходе проведения Советской Армией операции "Багратион". Решающую роль в освобождении Жодино сыграл 1-й батальон 3-й танковой бригады под командованием майора Швецова.

В послевоенное время

В годы войны инфраструктура Жодино была почти уничтожена. Но расположение на главных коммуникационных путях стало причиной быстрого роста региона. Жодино выпала возможность стать промышленным городом.

В октябре 1946 года было принято решение о строительстве здесь завода торфяного машиностроения, который уже в мае 1950 года выпустил первую продукцию. В марте 1951 года он был переоборудован в завод дорожных машин - "Дормаш", на базе которого 5 ноября 1958 года был выпущен первый самосвал, и завод получил известное ныне всему миру название БелАЗ.

В 1947 году было возобновлено строительство ГРЭС, в конце 1950-х годов был построен стадион СмолГРЭС и сформирована первая футбольная команда "Ракета" (позже "Торпедо"). В 1960-х и последующих годах Жодино начинает разрастаться за счет слияния с ближайшими деревнями, обретает современное обличие, идет активное строительство жилых домов. В 1961 году в Жодино были переведены научно-исследовательские институты животноводства и земледелия. В 1962 году начала функционировать автобаза. Быстрое развитие поселка, рост числа населения послужили основанием для придания ему 7 марта 1963 года статуса города областного подчинения.

Современный облик

Современное Жодино - один из крупнейших промышленных городов Минской области с населением более 60 тыс. человек.

По информации сайта Жодинского городского исполнительного комитета, промышленный комплекс города представляют 13 промышленных предприятий машиностроения, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности, из них 9 организаций подчиненных республиканским органам управления и 4 без ведомственной подчиненности. Основной вклад в экономику города вносят организации, подчиненные республиканским органам управления, которые производят около 98% объема продукции промышленности.

Основными промышленными предприятиями города являются ОАО "Белорусский автомобильный завод", ОАО "Кузнечный завод тяжелых штамповок" и ОАО "Свiтанак".

ОАО "БелАЗ" входит в число ведущих мировых концернов по выпуску карьерной техники, специализируется на выпуске карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности от 30 до 360 тонн, а также другого тяжелого транспортного оборудования.

Жодино является одним из центров сельскохозяйственной науки республики. В городе расположены два научно-практических центра Национальной академии наук Беларуси: по земледелию и животноводству.

Из исторических мест в Жодино сохранились фундамент униатской церкви, несколько построек ХVІІ века. Особенный интерес представляет реконструкция стародавней деревни и водяной мельницы из эпохи средних веков на месте основания города. В городе можно увидеть несколько достопримечательностей, посвященных Великой Отечественной войне, в том числе: монумент в честь советской матери-патриотки А.Ф. Куприяновой, мемориальный комплекс Герою Советского Союза П. Куприянову. Особенный интерес представляет дендропарк, сочетающий в себе более 100 видов различных растений и деревьев на небольшой площади.

Галерея изображений