Александр Лукашенко высоко оценил производство белорусских легковых автомобилей и новый футбольный стадион в Борисове

Рабочую поездку в Минскую область глава государства начал с посещения испытательного полигона в Борисове. Здесь Президенту был представлен модельный ряд производимых совместным белорусско-китайским предприятием "Белджи" легковых автомобилей.

Александр Лукашенко решил лично протестировать автомобили Geely. Глава государства проехал по городу на Geely SC7 (седан) и Geely LC Cross (компактный хэтчбек), а затем сел за руль нового кроссовера Geely EX7, который испытал в условиях бездорожья. В целом Президент остался доволен техническими характеристиками машин. Александр Лукашенко отметил, что считает Geely SC7 вполне подходящей машиной для начинающих водителей, и очень хорошо отозвался о двух других испытанных марках автомобилей.

"Для начинающих маленькие машинки неплохие, - оценил Президент. - Они не такие быстрые, как более "взрослые", большие автомобили. Найдет своего потребителя и этот маленький автомобиль, жучок так называемый. Большие автомобили, кроссоверы - это очень приличная, хорошая машина".

Президент обратил особое внимание на необходимость обеспечить высокое качество машин белорусской сборки. Как заверили главу государства производители, за время продаж автомобилей серьезных нареканий от покупателей не поступало, повторяющихся дефектов не выявлено. 

По итогам тест-драйва Президент дал поручение правительству продумать систему стимулирования продаж автомобилей Geely на внутреннем рынке.

Эта тема затрагивалась и во время посещения главой государства "Борисовского завода Автогидроусилитель", на площадке которого организована сборка автомобилей Geely. Общаясь с трудовым коллективом, Александр Лукашенко пообещал, что правительством будет продумана система стимулирования покупательной способности на автомобили белорусской сборки внутри страны. "Стимулировать продажу автомобилей мы будем вместе. Государство будет создавать условия и помогать, подталкивать население, чтобы оно покупало", - сказал Президент, добавив, что поддержка может быть оказана в виде кредитов на длительное время. "Мы подумаем в правительстве, как поддержать белоруса, который покупает здесь автомобиль. Пока - белоруса. Подумаем и о других, потому что какая разница, кто будет покупать автомобили", - отметил глава государства.

При этом Александр Лукашенко подчеркнул, что сам производитель автомобилей должен приложить усилия, чтобы обеспечить высокое качество автомобиля по приемлемой цене, а в дополнение к этому предоставить гарантии и качественное сервисное обслуживание. Сейчас гарантия на автомобили Geely составляет 3 года или 100 тыс. км пробега. По мнению Президента, это приличные условия, но еще есть к чему стремиться. В частности, глава государства заверил, что будет дополнительно проработан вопрос по поводу снижения цены на автомобили Geely и установлен особый контроль за их качеством. "Вы меня не должны подвести. Если мы выпустим плохой автомобиль и люди начнут жаловаться: там некачественно, плохо и прочее, вы меня подставите", - отметил Президент. Вместе с тем он подчеркнул, что, судя по организации сборки и личному тест-драйву, машина Geely хорошего качества. Это обеспечивается еще и тем, что главные автомобильные комплектующие - двигатель и трансмиссия для этих автомобилей - японские и австралийские.

Предполагается, что в Беларуси будет продаваться около 50 тыс. автомобилей в год. Для обеспечения такого объема продаж будет поддержка со стороны государства. Президент считает, что покупателям лучше отдать предпочтение новому автомобилю белорусской сборки, чем привозить не новые машины из-за рубежа. Тем более что соотношение цены и качества вполне приемлемое. Самый недорогой автомобиль Geely LC CROSS стоит от $10 590 до $11 500, а самый дорогой Geely EX7 (кроссовер) - $21,5 тыс. "Почему мы должны завозить сюда хлам из Европы, бэушные автомобили? Они тоже не дешевые. А если и по дешевке покупают автомобиль за 5 тыс. долларов, то через 2-3 года еще 5 тыс. за него платят, потому что это хлам", - сказал Александр Лукашенко.

Президент также обратил внимание на необходимость расширения дилерской сети СЗАО "Белджи" в Беларуси. Сейчас в стране семь дилеров - по одному в каждой области и в Минске. По мнению Президента, нужно создать дополнительные дилерские центры в населенных пунктах, расположенных вдали от областных центров.

В этом году планируется произвести 18 тыс. автомобилей Geely в Беларуси, реализовать - около 14,5 тыс., наибольшую часть (около 11 тыс.) - в России.
Торговля автомобилями в России в частности и в создаваемом Евразийском экономическом союзе в целом также затрагивалась Президентом во время общения с трудовым коллективом.

Глава государства подчеркнул, что если Беларусь, Россия и Казахстан договариваются о создании союза, "значит, препятствий уже быть не должно и все должны работать в равных условиях". "Так я поставил вопрос перед своими коллегами-президентами", - сказал Александр Лукашенко о недавней встрече глав государств "тройки" в Минске на заседании Высшего Евразийского экономического совета.

"В последние дни в Минске шел очень не то что жесткий, жестокий разговор по поводу будущего наших легковых автомобилей. Естественно, наших партнеров настораживает то, что вы довольно успешно стартанули, особенно в этом году, в первом квартале, - констатировал Президент. - Вы уже на новом предприятии вышли на 10% рентабельности. Это неплохо. В прошлом году было чуть больше одного процента, сейчас в десять раз больше". Таких показателей удалось достичь, несмотря на то, что наблюдалось падение производства автомобилей на российском рынке. "Но Geely дает рост - почти 50% на российском рынке. Это, конечно, настораживает и россиян. Наверное, думают о том, что китайцы убьют российский автопром с территории Беларуси", - сказал Президент.

В связи с этим глава государства считает необходимым до создания ЕАЭС решить со странами - партнерами все проблемные вопросы. "Сегодня мы, еще раз подчеркиваю, ведем диалог, прежде всего, с Россией, как устаканить эти вопросы. Они в ближайшее время будут решены, потому что в конце мая мы должны подписать договор об образовании экономического союза, поэтому все вопросы должны быть сняты. В противном случае мы не можем пойти в ущерб себе на неравных условиях в этот экономический союз. Хотя, еще раз это подчеркну, мы очень в этом заинтересованы и немало сделали для становления этого экономического союза", - обратил внимание Александр Лукашенко.

По мнению главы государства, вполне естественно, что каждая страна пытается защищать свой рынок, но если создавать союз, то нужно изначально договориться о равноправных условиях работы.

Вопросы, которые задавали Президенту на предприятии, касались не только производства. Так, у главы государства поинтересовались его ожиданиями от выступления национальной сборной на предстоящем в Минске чемпионате мира по хоккею. Александр Лукашенко ответил: "Я очень переживаю за то, как сложится для нас чемпионат, но не теряю надежды". Президент также обратил внимание на то, что при проведении чемпионата надо максимально задействовать автомобили Geely для организации поездок команд и гостей. 

Посетив совместное белорусско-китайское предприятия по выпуску легковых автомобилей Geely, Александр Лукашенко подчеркнул, что именно здесь зарождается белорусское автопромышленное производство легковых автомобилей. В Беларуси уже давно налажено производство грузовых автомобилей, сельхозтехники, общественного транспорта. И вот наконец в нашей стране начали выпускать легковой автомобиль. "Мы все научились делать: автобусы, троллейбусы, трамваи, а легкового автомобиля - нет", - отметил Президент, говоря о начале проекта по организации производства легковых автомобилей.

В настоящее время совместное предприятие "Белджи" успешно развивается. На базе Борисовского завода "Автогидроусилитель" организована крупноузловая сборка легковых автомобилей мощностью 10 тыс. машин в год. В 2013 году здесь было собрано почти 2,5 тыс. автомобилей. В первом квартале этого года уже произведено и отгружено более 1,6 тыс. автомобилей. Рентабельность продаж в январе-марте составила 8,9%, получена чистая прибыль в сумме Br16,5 млрд. Рентабельность производства достигла 10%, а средняя зарплата на предприятии составляет Br7 млн.

"Следующий шаг - это строительство под Борисовом (между Жодино и Борисовом) мощнейшего завода", - сказал Президент, оценивая перспективы развития производства легковых автомобилей в Беларуси. Предполагается, что строительство нового завода по выпуску легковых автомобилей будет происходить в два этапа, а общий объем инвестиций составит около полумиллиарда долларов. На первом этапе предполагается строительство отдельного завода производственной мощностью 60 тыс. единиц в год с созданием производства сварки, окраски и сборки кузовов до 1 января 2017 года. К этому времени планируется довести уровень локализации до 30%. А к июлю 2018 года увеличить этот уровень до 50%. Александр Лукашенко подчеркнул, что развитие отечественного автомобилестроения даст толчок к развитию многих других секторов промышленности.

В конце своего общения с трудовым коллективом предприятия Президент пожелал: "Дай Бог, чтобы мы тихо, спокойно жили своей нормальной жизнью и чтобы мы никогда не выходили на улицы и площади с дубинами, коктейлями Молотова. Уже сегодня и с ружьями, и с пулеметами, и с "Иглами" выходят, самолеты сбивают, сами в своих стреляют". Он подчеркнул, что до этого нельзя дойти. "Вот это самое главное. И не потому что, знаете, пугают: вот, Лукашенко на этом чуть ли не предвыборную кампанию проводит. До выборов еще почти два года, меня уже упрекают. Нет, я просто хочу, чтобы мы спокойно работали. Пусть мы будем 500-600 долларов получать, но мы будем стабильно работать в цехах", - сказал глава государства.

Затем Александр Лукашенко направился на новый спортивный стадион - "Борисов-Арену", где прошла церемония ее торжественного открытия. 

Глава государства обратил внимание на то, что в стране стало доброй традицией ежегодно вводить в строй новые спортивные объекты. И этот стадион открывается в преддверии великого праздника - Дня Победы.

"Меня частенько критикуют, мол, вот, хоккей. Сегодня - футбол!" - сказал Александр Лукашенко.

Он отметил, что, подъезжая к стадиону, думал о том, как быстро бежит время: "Кажется, совсем недавно мы опустили капсулу в фундамент стадиона". И спустя буквально три года в Борисове открывается самый современный футбольный стадион в стране. "Вашей команде уже не придется скитаться по городам и весям", - сказал глава государства, имея в виду борисовский футбольный клуб БАТЭ.

Президент обратил внимание на то, что стадион не уступает аналогичным сооружениям за рубежом и является прекрасным подарком болельщикам, жителям Борисова и в целом Минщины.

Александр Лукашенко отметил, что комплекс отвечает самым высоким стандартам УЕФА и способен принимать любые европейские соревнования вплоть до Лиги чемпионов и Лиги Европы. В то же время суперсовременный стадион строился не только для этих целей. "Помимо своей основной функции он должен выполнять и социальное предназначение. Ведь здоровье белорусского народа остается одним из важнейших приоритетов нашей политики", - сказал глава государства.

По его словам, здесь каждый найдет себе занятие по душе. В комплексе имеется фитнес-клуб, игровая комната для детей, точки общественного питания и многое другое. На арене созданы уникальные возможности по проведению не только спортивных, но и культурно-массовых и общественно значимых мероприятий, приведена в порядок близлежащая парковая зона, которая, по мнению Президента, станет излюбленным местом отдыха. "Да и в целом "Борисов-Арена" преобразит повседневную жизнь борисовчан и гостей Минщины", - уверен глава государства.

"По своему эстетическому воплощению этот неординарный объект можно отнести к уникальным архитектурным творениям, - сказал Президент. - Уверен, что этот футбольный стадион поистине космических форм станет еще одной визитной карточкой Беларуси, узнаваемой во всем мире". Александр Лукашенко выразил слова благодарности проектировщикам, строителям и специалистам, добросовестно трудившимся над его возведением.

Глава государства подчеркнул, что очень рад спустя большой промежуток времени побывать на футбольном стадионе и футбольном матче. Вечером на "Борисов-Арене" прошел первый футбольный матч - финал Кубка Беларуси. За победу боролись футбольные клубы "Неман" из Гродно и "Шахтер" из Солигорска.

"Спорт - футбол, хоккей, другие виды - это уже не игра, соревнования, борьба, это война, и ты должен биться за победу. Если этот настрой на победу будет, мы обязательно увидим здесь звезд мирового футбола и их победим", - сказал Президент.

"Однако для того чтобы мы смогли увидеть здесь звезд мирового футбола, нашим командам необходимо значительно повысить свой профессиональный уровень", - отметил глава государства.

Он подчеркнул, что ожидает самоотверженной и бескомпромиссной игры, соответствующей уровню возведенного объекта. "Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня финалисты не разочаровали нас как минимум", - сказал Президент.

Александр Лукашенко с юмором заметил, что хозяева, команда БАТЭ, поступили правильно, предоставив возможность сыграть в финале гостям. "Но как мне сказал руководитель клуба БАТЭ: "Это последняя наша уступка", - отметил Президент.

Он также пожелал всем любителям спорта благополучия и здоровья, а спортсменам - отменной физической формы, отсутствия травм и самое главное - больших побед.

Президент передал символический ключ от футбольного стадиона "Борисов-Арена" юным футболистам - воспитанникам футбольного клуба БАТЭ. А капитаны команд - финалистов Кубка Беларуси по футболу вручили главе государства мяч с автографами игроков.

Александр Лукашенко ознакомился с инфраструктурой и функционально-техническими возможностями стадиона, пообщался с игроками и тренером футбольного клуба БАТЭ. Главе государства доложили о том, как в дальнейшем планируется широко использовать возможности комплекса для его окупаемости и получения прибыли. "Каждый метр должен приносить деньги", - отметил Президент. Александру Лукашенко рассказали, что в планах - продать коммерческое название стадиона, а также максимально использовать арену для матчей различного уровня.

Президент также с трибуны посмотрел финальный матч Кубка Беларуси по футболу.

Официальное строительство нового стадиона в Борисове началось 12 ноября 2010 года. Проектирование стадиона было поручено словенской фирме Ofis arhitekti. За образец был взят стадион "Людски врт" в Мариборе. Работы над проектом завершились летом 2010 года. "Борисов-Арена" представляет собой чисто футбольный стадион, рассчитанный на более чем 13 тыс. мест. Он соответствует требованиям четвертой категории УЕФА и позволяет проводить не только поединки квалификационных стадий еврокубков, но и встречи группового этапа и плей-офф Лиги чемпионов и Лиги Европы.

На футбольном стадионе предусмотрены самые современные системы полива и подогрева поля, аудиоаппаратура высокого класса, и по технической оснащенности он является самым современным в стране физкультурно-спортивным сооружением подобного профиля.

Большое внимание при разработке проекта стадиона было уделено вопросам безопасности. Дизайн объекта учитывает последние требования УЕФА и ФИФА в этом аспекте. Имеется достаточное количество запасных выходов, число сидений в любом из рядов на секторе не превышает 28. Важная особенность арены - функциональная гибкость. В зависимости от количества проданных билетов можно будет добавить дополнительные мобильные точки питания и продажи атрибутики. Гостевые болельщики могут заходить на свой сектор через отдельный вход без контакта с болельщиками хозяев.

Стадион размещается в шаговой доступности от железнодорожной станции, имеющей сообщение с городами Орша, Жодино, Смолевичи и Минск.

"Борисов-Арена" построена в соответствии с Государственной программой развития футбола в Беларуси на 2011-2015 годы, социально значимый инвестиционный проект реализован за счет кредитных ресурсов Банка развития Беларуси. Основным арендатором физкультурно-спортивных сооружений объекта выступит футбольный клуб БАТЭ.

Галерея изображений