Оптимизация учреждений образования в Минской области улучшит качество учебного процесса

- Галина Николаевна, в чем причина закрытия и реорганизации учреждений образования?

- К необходимости оптимизировать сеть учреждений образования привела сложная демографическая ситуация. За 10 лет школьников в столичной области стало меньше на треть: в 2003 году их было 205,2 тыс., в 2013 году - всего 137,7 тыс.

Хочу подчеркнуть, что процесс оптимизации позитивен в том случае, если продуман план устранения всех последствий, связанных с ликвидацией учебных заведений. На первый план выходят кадровый вопрос, организация подвоза учащихся.

И все же экономический эффект не самое главное. И родителям, и учителям важно качественное образование для детей, чтобы те с хорошей базой вышли в жизнь. В некоторых школах из-за нехватки кадров один учитель ведет два и более предметов. О каком качестве можно говорить? Или наоборот, ситуация, когда в классе обучаются 1-2 ребенка. Это же оплачиваемое государством репетиторство. В таком случае дети должны показывать очень высокие результаты учебы, в том числе на предметных олимпиадах, а этого не происходит. Да и учителю сложно построить урок в малокомплектном классе.

- Но ведь оптимизация касается не только средних школ?

- Уже принято решение райисполкомов о закрытии с сентября этого года 31 учреждения образования. Мы полностью уходим от таких типов учреждений, как вечерние школы. С базовым образованием можно поступить в профессионально-техническое учебное заведение. В январе нынешнего года закрыто 9 вечерних школ, в сентябре ликвидируем еще три. В то же время в обычных школах допускается организация вечерних классов. Для школы может быть достаточно и одного такого класса.

Кроме того, с сентября будут закрыты три межшкольных учебно-производственных комбината. Всего в столичном регионе насчитывается 9 таких учреждений, 6 оставшихся прекращают набор учеников в 10-й класс. То есть они будут доучивать тех ребят, которых начали обучать в прошлом году. Как правило, заканчивая параллельно среднюю школу и учебно-производственный комбинат, ребята не работают по полученной в комбинате профессии. Так, в 2011/2012 учебном году эти учреждения закончили 1,1 тыс. человек, а стали работать по полученной специальности только 48. Это неразумно, мы должны внимательнее относиться к затратам, особенно в Год бережливости. За два года обучения в УПК государство тратит около Br4,5 млн. на одного учащегося. В Минской области профессию можно получить в 19 учреждениях профессионально-технического образования и в трех - среднего специального.

Закроются и два малокомплектных детских сада, 4 базовые и 4 средние школы, 6 учебно-педагогических комплексов детский сад - средняя школа. Это те учреждения, в которых учатся менее 40 человек.

- Не приведет ли оптимизация к чрезмерному увеличению количества учеников в классе?

- Мы ищем пути разумного наполнения классов. С сентября будут реорганизованы 20 учебных заведений. Это, например, перевод средней школы в статус начальной, объединение школы и детского сада в учебно-педагогический комплекс.

По Кодексу об образовании, предельная наполняемость класса в начальной школе - 20 учеников, в старшей школе - 25. В классе городской школы сегодня в среднем учатся 18 детей, после оптимизации их будет 20. В классе сельской школы сегодня в среднем до 9 детей, будет - больше 10.

Оптимизируем и систему профтехобразования. За 10 лет путем слияния укрупнили 10 таких учреждений. В этом году Новосадское государственное профессионально-техническое училище № 12 присоединим к Борисовскому государственному строительному профессиональному лицею. В итоге в этом учреждении будут учиться 548 человек.

- Как реагируют люди на оптимизацию учреждений образования, есть ли протестные настроения?

- Закрытие учреждений образования - непростой вопрос. Сначала педагоги, родители, ученики воспринимают это болезненно. Очень важно, чтобы родители предварительно ознакомились с теми учебными заведениями, в которых их детям предстоит продолжить обучение. Напряженность исчезает, когда они убеждаются в том, что продуман маршрут подвоза детей, что новая школа хорошо оборудована, в ней есть просторный спортивный зал и современная столовая.

После проведенной масштабной оптимизации системы образования жалобы к нам не поступали. Как правило, к 1 сентября все вопросы снимаются. К оптимизации в новом учебном году начали готовиться еще в декабре 2012 года. Проводились встречи с родителями, педагогическими коллективами. Была продумана профессиональная судьба каждого педагога, траектория обучения каждого ребенка. Эта работа уже завершена, чтобы каждый ученик уже знал, где будет встречать День знаний.

- Приходилось ли открывать ранее закрытые школы?

- К сожалению, количество школьников за последние годы только уменьшалось. Решения о закрытии учреждений образования принимаются очень взвешенно, осторожно. Например, если в школе учатся менее 50 детей и прогнозируется хотя бы минимальный рост количества учащихся, такая школа не закрывается. Кстати, каждая третья школа с наполняемостью до 50 учащихся имеет тенденцию к увеличению их количества.

При оптимизации учреждений образования учитываются перспективы экономического развития района, от чего зависит приток кадров, а значит и новых жителей с детьми.

- Как решается вопрос трудоустройства педагогов после закрытия, реорганизации учебных заведений?

- Прежде чем проводить оптимизацию учреждений образования, учитываем много моментов. Обязательно ищем варианты для трудоустройства педагогов, техперсонала. После оптимизации в 2013 году будут высвобождены 332 педагогических работника. Им предлагаем работу прежде всего в тех же учреждениях, куда переводятся дети. Если это специалисты, которые проживали в городе и работали в сельском учреждении образования, то ищем работу по их месту жительства. Кроме того, педагог может пройти переобучение и получить новую специальность. В любом случае 1 сентября все высвобожденные специалисты будут трудоустроены. Техперсоналу в этом плане проще, они могут найти работу в других сферах.

Сегодня наиболее востребованы учителя математики, физики, химии, воспитатели в дошкольных учреждениях. Ощущается нехватка в этих специалистах. Частично выходим из ситуации, привлекая работников пенсионного возраста, повышая педагогическую нагрузку по этим предметам. Кроме того, в новом учебном году в систему образования Минской области придут около 800 молодых педагогов.

- Не возникнет ли проблема по организации подвоза учащихся к новому месту учебы?

- Безусловно, оптимизация учреждений образования требует обновления парка школьных автобусов. Из средств областного бюджета выделено около Br6 млрд. на покупку 13 автобусов. Своевременными станут и 10 новых школьных автобусов, которые в качестве спонсорской помощи направит в Минскую область Банк развития Беларуси.

Закупаем автобусы также за счет средств, сэкономленных от оптимизации учреждений образования. В нынешнем году от их закрытия и реорганизации районы получат около Br8,6 млрд., часть из которых будет направлена на покупку 9 автобусов.

- Будет ли дана вторая жизнь опустевшим зданиям?

- Обязательно рассматриваются варианты их вовлечения в хозоборот. Планируем три здания, освободившихся после закрытия дошкольных учреждений, продать, три сдать в аренду и еще три передать для эксплуатации в собственность организациям и предприятиям.

Большую часть из 36 зданий бывших школ будем продавать, остальные сдавать в аренду и перепрофилировать. В 2012 году от продажи на аукционах неиспользуемых зданий выручили Br4,3 млрд., несколько зданий продавались с начальной ценой, равной одной базовой величине. Эти деньги поступили в бюджеты районов.

- Когда, по вашим прогнозам, система образования Минской области вступит в "эпоху возрождения"?

- Радует то, что воспитанников в детских садах становится больше. Сегодня дошкольные учреждения Минщины посещают 55,8 тыс. детей, а пять лет назад их было на 5,5 тыс. меньше. Когда эти детишки придут в первый класс, ситуация стабилизируется.

 

Вера ГРОМЧАКОВА,
БЕЛТА.

Галерея изображений