РУП «Миноблсоюзпечать» впервые за длительный период получило прибыль по итогам года

Сергей Олегович, возглавляемая вами сеть совершила настоящий рывок вперед. Благодаря чему?

Когда в июле прошлого года я стал директором РУП "Миноблсоюзпечать", значительная часть его киосков не работала, экономические результаты оставляли желать лучшего, дебиторская и кредиторская задолженность постоянно увеличивалась, а заработная плата была практически заморожена. Между тем "Миноблсоюзпечать" — это республиканское государственное предприятие с большим потенциалом и богатой историей: недавно нам исполнилось 95 лет. Девять филиалов и коллектив численностью около 500 работников дают большой простор для маневра. Естественно, при таком несовпадении возможностей и результата первый шаг вновь назначенного руководителя — понять причины. Очень скоро стало очевидным, что нам следует пересмотреть целесообразность действующих договоров и оптимальность логистических маршрутов, открыть закрытые торговые киоски, активнее заняться выездной торговлей, укрепить кадровый состав. Как только мы за это взялись, положение стало улучшаться. По итогам 2013 года как товарооборот, так и производительность труда увеличились в 1,5 раза. Число киосков возросло до 185, они теперь работают в основном в две смены, с семи утра до восьми вечера, а в Столбцах уже даже в три смены — с семи утра до десяти часов вечера, так что средняя выручка на один киоск в месяц составила более 150 млн. рублей. В результате сеть наконец-то получила прибыль.

Выходит, вы остались в рамках традиционной ниши, но подключили современный менеджмент?

Конечно, ведь у нас замечательная ниша — 22 района Минской области и город Жодино. Государство ставит перед "Миноблсоюзпечатью" задачу максимально удовлетворять потребности жителей в получении периодических изданий, но можно развиваться и в других направлениях. Торговые киоски системы союзпечати фактически представляют собой магазины шаговой доступности. В них можно продавать все то, что необходимо населению. Так что же нам мешает всем этим заниматься? Отсутствие больших площадей мешает... Отсутствие больших площадей можно компенсировать выигрышем от оптимизации и расширения сети. Наши торговые объекты располагаются возле проходных заводов, промышленных предприятий, в агрогородках, учреждениях социальной сферы, на автостанциях и железнодорожных вокзалах, но можно найти и другие привлекательные места. Кроме того, мы начинаем активно заниматься оптовой торговлей и торговлей по интернету, осуществляем выезды в населенные пункты Минщины, не пропускаем ни одной сколь-нибудь значимой выставки. Другими словами, все чаще помогая встретиться продавцу и покупателю.
Жизнь заставила, поскольку для выживания и успешной конкуренции необходимо изыскивать новые формы торговли. Чем мы хуже оптовиков или интернет-магазинов? Предприятие полностью справляется со своей основной задачей — распространением периодических изданий: удельный вес продажи периодики в товарообороте составляет около 50%. В сети успешно реализуется свыше 700 наименований газет и журналов общим тиражом около 60 тыс. экземпляров, в том числе центральная газета центрального региона Беларуси "Мінская праўда". Наш коллектив делает все необходимое, чтобы периодические издания были доступны каждому жителю Минской области. Но для повышения устойчивости на рынке вполне смелее можно работать с потребительскими товарами. Те начальники филиалов в регионах, которые пошли по этому пути, уже получили результат. Делая минимальную наценку, значительно меньшую, чем наши конкуренты, они увеличили продажи и повысили уровень доходности.

Что тут скажешь — неожиданно. Вы начинаете перехватывать крупных покупателей у гипермаркетов, сетей и потребкооперации, то есть бросаете вызов серьезным игрокам на рынке.

Не столько неожиданно и смело, сколько своевременно. Идея, что называется, витала в воздухе. Не я, так кто-нибудь другой обязательно бы к этому пришел — расширению ассортимента и использованию новых форм торговли. Да и с точки зрения развития сети имеются огромные резервы. 185 киосков — не предел. В Смолевичском районе создается Китайско-Белорусский индустриальный парк, начинается строительство жилых домов и новых предприятий в Дзержинском, Столбцовском, Логойском районах. В сентябре текущего года Минщина будет принимать гостей на Дне белорусской письменности в Заславле — и мы уже сейчас ведем активную работу с Министерством информации и Миноблисполкомом по достойной организации мероприятия. Ведь везде в вышеназванных местах можно устанавливать киоски.

А вы не думаете при продаже периодических изданий предложить покупателям, к примеру, еще и чашку кофе? Как это уже делают ваши столичные коллеги?

Мы с уважением относимся к их достижениям и хотели бы, конечно, обеспечить сельским жителям равные с горожанами возможности для получения услуг. Кроме традиционных киосков в нашей сети функционируют два полноценных магазина (в Борисове и Молодечно), а также кафе на оживленной трассе Минск—Москва в Борисовском районе, где покупатели давно уже могут выпить чашку кофе и почитать свежую газету. Приглашаем читателей "Мінскай праўды" за новыми покупками. В "Миноблсоюзпечати" условия для этого становятся все более комфортными.

Сергей Есин пришел на свою нынешнюю должность из аппарата правительства и поставил перед собой задачу сделать РУП "Миноблсоюзпечать" мощной розничной торговой сетью, которая будет конкурентоспособна за счет своей мобильности и эффективности. Перспектива, по его мнению, за современными торговыми павильонами и мини-магазинами повышенной комфортности.

Галерея изображений