Город областного подчинения – Жодино

 

Памятник создателям карьерных самосвалов в г.Жодино
Основан в 1643 году
Площадь: 19 кв. км
Население: 61,7 тыс. жителей

Жодинский городской исполнительный комитет

222160 Минская область, г. Жодино, ул. 40 лет Октября, 7

Приемная – (01775) 3-27-33, факс – (01775) 3-35-55

www.zhodino.minsk-region.by

 

Ф.И.О. Должность Телефон
Шарый
Юрий Александрович
председатель исполкома 3-42-42
первый заместитель председателя исполкома по социальной сфере 7-97-37
Губаревич
Елена Александровна
заместитель председателя исполкома по экономике 3-48-70
Никифорович
Сергей Олегович
заместитель председателя исполкома по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству 3-52-60
Вергель
Ольга Витальевна
управляющий делами исполкома
Сушко
Наталья Михайловна
председатель городского Совета депутатов 3-45-65

 

Новостройки Жодино

История Жодино – это летопись судеб жителей, которые жили и работали на этой земле, защищали её во время вражеских нашествий и возрождали после войн. Это люди, которые и сейчас продолжают трудиться на его предприятиях, в организациях и учреждениях, приумножая богатство и славу города.

Об истории Жодино существует как минимум пять легенд. Первое упоминание относится к 1643 году – дате основания местечка Богуслав Поле. А упоминание о Жодино как о Жодинской слободе впервые появляется в документах в январе 1688 года.

История свидетельствует и о том, что с 1745 года в местечке Жодино существовала униатская Петропавловская церковь, приход которой только в 1859 году, через 20 лет после Полоцкого церковного собора, был переведен в православие. В 1863 году на месте старой разрушенной униатской Петропавловской церкви была заложена новая деревянная православная церковь, освященная в честь Святого Михаила Архангела, которая вскоре стала центром Жодинского прихода.

После 2-го раздела Речи Посполитой (1793) Смолевичская земля вошла в состав Российской империи. В этом же году была создана Минская губерния и проведена административная реформа, в результате которой основная часть маентка Смолевичи разделилась между вновь созданными Борисовским и Игуменским поветами, небольшая часть вошла в Минский повет. Жодино из местечка превратилось в село Смолевичской волости Борисовского повета Минской губернии. Жодино не миновали важные события империи. Через него дважды следовали французские войска во время войны 1812 года. Имело свой отклик в городе и восстание 1863 года, во время подавления которого царское правительство использовало старый имперский прием «кнута и пряника». Пряником стало открытие в Жодино в разгар восстания народного училища.

Значительное влияние на развитие Смолевичского края оказало строительство в 1871 году железной дороги Москва – Брест. В этом же году в Жодино была возведена железнодорожная станция. Железная дорога способствовала оживлению торговли, ускоряла развитие хозяйства, ремесел и промышленности, что, в свою очередь, привело к росту благосостояния и населения региона.

К началу XX века хозяйство Жодино состояло из железнодорожной станции, водяной мельницы на реке Плиса, лавки, корчмы на тракте и кузницы. Население занималось деревообработкой, ткачеством, плетением, кожевенным и швейным промыслами, лесосплавом и мелкой торговлей.

В ноябре 1917 года на Смолевичской земле установилась Советская власть. В феврале 1918 года немецкая армия начала наступление и оккупировала значительную часть Беларуси, в том числе и Жодино, где стояла до декабря. Красная Армия заняла покинутую Германией территорию, но в середине августа 1919 года Жодино оказалось уже под польской оккупацией. Только 9 июля 1920 года после тяжелых боев город был освобождён силами 50-й бригады 16-й Красной Армии.

После возвращения в 1924 году Беларуси Витебской и Могилевской губерний состоялось новое административное деление на округа, районы, сельские Советы. С этого времени Жодино стало центром сельского Совета в Смолевичском районе.

В 1933 г. в Жодино работали 2 мельницы, маслобойня, лесопилка, столярная мастерская и 2 кузницы. В 1935 г. закончилось строительство автомагистрали Минск – Москва. К началу Великой Отечественной войны в Жодино было депо узкоколейной железной дороги.

Монумент в честь матери-патриотки А.Ф.Куприяновой

В 1940 &‐ 1941 гг. на правом берегу реки Плисы началось строительство ГРЭС. Были построены 2 барака, затем строительство станции временно остановилось. 29 июня 1941 года Жодино было оккупировано немцами. 2 июля 1944 года части 3-го и 29-го танковых корпусов вместе с частями 220-й стрелковой дивизии освободили Жодино.

Началась новая страница в истории города.

В октябре 1946 г. было принято решение о строительстве здесь завода торфяного машиностроения. В мае 1950 г. «Торфмаш» выпустил 1-ю продукцию. Это небольшое предприятие просуществовало недолго, в марте 1951 г. оно было переоборудовано в завод дорожных машин – «Дормаш». На его базе 5 ноября 1958 г. был выпущен первый самосвал, и завод получил название БелАЗ.

В январе 1958 г. Указом Президиума Верховного Совета БССР Жодино получило статус городского поселка. Поселок быстро рос. В Жодино на работу приезжали люди со всего Советского Союза. В 1961 г. в Жодино были переведены научно-исследовательские институты животноводства и земледелия. В 1962 г. начала функционировать автобаза. Вслед за БелАЗом вступили и начали работу трикотажная фабрика (1975), завод опорных конструкций (1979), развивались строительные организации, торговля, бытовое обслуживание.

Быстрое развитие поселка, рост числа населения послужили основанием для придания ему 7 марта 1963 г. статуса города областного подчинения.

В 1992 г. по предложению группы депутатов были образованы суд и прокуратура. В 1998 г. по представлению исполкома сессия горсовета утвердила герб, а в 1999 – гимн города Жодино. В 2008 году Указом Президента Республики Беларусь от 21.07.08 №398 утвержден флаг города Жодино.

Жодинцы любят свой город, потому что создают его сами. Это их руками возведены многоэтажные белокаменные дома, разбиты вдоль построенных улиц зеленые бульвары, высажены в многочисленные цветники темно-красные розы. Благодаря их труду сегодня Жодино представляет собой крупный современный промышленный город Минской области. Это город автомобилестроителей, кузнецов, энергетиков, хлебопеков, строителей, ученых, земледельцев и животноводов.

Храм в честь иконы Божьей Матери Избавительницы

Всему миру известна продукция градообразующего предприятия – Белорусского автомобильного завода, которое специализируется на выпуске большегрузных автосамосвалов. Именно этот завод определяет всю социальную политику города, влияет на жилищное строительство и благоустройство, на развитие спорта. В 2005 году отметило свой 30-летний юбилей открытое акционерное общество «Світанак» – одно из ведущих предприятий Беларуси по производству бельевого трикотажа для взрослых и детей. Его продукция покоряет рынки Италии, Германии, США, Ирландии, Нидерландов, стран Балтии. Кузнечный завод тяжелых штамповок оснащен уникальным технологическим оборудованием, постоянно развивается, разрабатывает и осваивает новые виды продукции. Первенцем промышленного развития Жодино можно считать ТЭЦ, возвышающуюся на берегу искусственного водохранилища. Заводы «Энергоконструкция», «Ремиз», хлебозавод, производство по выпуску бильярдных столов – далеко не полный перечень предприятий, расположенных на территории города.

Архитектурный облик города определяет наличие строгих форм, монументальность и изысканность, стремящиеся ввысь архитектурные компоненты храмов и современных построек начала третьего тысячелетия.