Торговля и бытовое обслуживание

Деноминация

Деноминация-2016. Основные этапы

Деноминация-2016. Соотношение денежных знаков

Разъяснение о порядке осуществления розничной торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг в период проведения деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь

Об оформлении ценников, иной информации о цене товаров в период параллельного обращения денежных знаков образца 2000 года и денежных знаков образца 2009 года

Об округлении цен (тарифов)

Форма таблиц перевода денежных знаков образца 2000 года на денежные знаки образца 2009 года

Пресс-релиз. Описание денежных знаков образца 2009 года и их основные признаки подлинности

Об округлении цен на регулируемые товары

Дополнение к Разъяснению о порядке осуществления розничной торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг в период проведения деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь

Порядок работы платежных терминалов, подключенных к ОАО «Банковский процессинговый центр» 30.06.2016 и 01.07.2016

«Деноминация – 2016» - видеоролики

Разъяснение Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь «О порядке осуществления розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению в период после проведения деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь»

Торговая инфраструктура

По оперативным данным на 1 января 2017 года розничная торговая сеть Минской области представлена 10782 объектами общей торговой площадью 826,4 тысяч кв. метров.

Из общего числа объектов: 6356 магазина, 1895 павильонов, 512 палаток и киосков, 388 передвижных средств развозной и разносной торговли, 1355 неизолированных торговых объектов, 73 торговых центра.

Из общего числа магазинов: 6239 составили магазины шаговой доступности, расположенные в зонах жилой застройки с пешеходной доступностью для жителей населенных пунктов, 205 магазинов современного формата и 12 крупных магазинов.

Сеть объектов общественного питания представлена 1918 объектами на 116,8 тысяч посадочных мест, в том числе 1204 объектов общедоступной сети на 55,1 тысяч посадочных мест, 182 объектов придорожного сервиса.

Из 1918 объектов общественного питания: ресторанов – 96, ресторанов (кафе) быстрого обслуживания – 13, кафе – 528, в т. ч. мини-кафе – 151, столовых – 776, баров – 157, закусочных – 61, кафетериев – 136, других объектов – 151.

За 12 месяцев 2016 года торговая инфраструктура Минской области развивалась достаточно динамично. За счет нового строительства, реконструкции, перепрофилирования неторговых объектов в регионах области открыто 402 объектов торговли различной формы собственности общей торговой площадью 50,5 тысяч кв. метров, из них 286 магазинов (264 магазинов шаговой доступности, 21 магазин современного формата, 1 магазин крупного формата) и 1 торговый центр.

Открыто 87 объектов общественного питания на 2056 мест, в том числе 45 объектов быстрого обслуживания на 629 мест.

Из общего количества открытых объектов общественного питания 9 объектов придорожного сервиса на 68 мест в Слуцком, Солигорском, Узденском, Дзержинском районах.

Потребительский рынок

За 1 квартал 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года произошел рост продаж по свежим овощам и грибам (111,8%), из них свежему картофелю (147,8%), говядине (100,9%), мясным продуктам (102,5%), из них консервам из мяса и субпродуктов пищевых (107,4%), рыбе, ракообразным и моллюскам (104,8%), рыбе и продуктам из нее (105,3%), рыбе (111,2%), мучным кондитерским изделиям (103,4%), пиву (114,2%), яйцам (105%), маслу растительному (107,9%), детскому питанию (123%), крупе (102%), муке (103%), макаронным изделиям (101,9%), автомобилям (384,4%), новым легковым автомобилям (321,2%), подержанным легковым автомобилям (763,6%), моторному топливу (109,2%), автомобильному бензину (111,9%), дизельному топливу (113,5%), строительным материалам (102,5%), пиломатериалам (101,1%), чистящим и прочим средствам бытовой химии (114,6%), верхней одежде (103,9%), из нее одежде трикотажной (116,1%), нижнему белью (101,7%), чулочно-носочным изделиям (101,3%), обуви (124,1%), из нее обуви кожаной (135%), фармацевтическим товарам (104%), парфюмерно-косметической продукции и туалетным принадлежностям (108,6%).

Снижение объемов продаж произошло по свежим фруктам и орехам (87,5%), свежим овощам и грибам, кроме картофеля (98,7%), мясу и мясным продуктам (99,6%), мясу, включая птицу и субпродукты пищевые (96,8%), мясу (97,6%), свинине (94,8%), пищевым субпродуктам (98,4%), мясу домашней птицы и дичи (95,8%), рыбе приготовленной или консервированной (94,5%), из них консервам и пресервам из рыбы, икре и ее заменителям (90,7%), ракообразным, моллюскам и прочим морепродуктам (91,5%), сахаристым кондитерским изделиям (97,5%), из них шоколаду и прочим продуктам пищевым готовым, содержащим какао (92,2%), винам виноградным (89,3%), винам плодовым (84,9%), винам игристым, включая шампанское (95%), водке (94,2%), коньяку, коньячным напитками бренди (92,4%), ликерам и ликероводочным изделиям (86,2%), слабоалкогольным напиткам (91,5%), фруктовым и овощным сокам (98,3%), минеральной воде (98,5%), сырам (98,7%), маслу сливочному (90,3%), маслу растительному (96%), детскому питанию (97%), телевизорам (68,5%), цементу (96,4%), плитке керамической (66,7%), холодильникам и морозильникам бытовым (53,7%), стиральным машинам бытовым и машинам для сушки одежды (63,2%).

На потребительском рынке реализуются в большей степени товары отечественного производства, доля которых в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций за 1 квартал 2017 года составила 66,8%, в том числе по продовольственным товарам – 79,8%, непродовольственным товарам – 48,5%. 

Финансово-хозяйственная деятельность

По итогам работы торговой отрасли Минской области за шесть месяцев 2016 года получен розничный товарооборот торговли через все каналы реализации на сумму 25959,1 млрд. рублей или 99,5% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года при доведенном Минским облисполкомом показателе на 2016 год 101,6%.

За шесть месяцев текущего года темп роста оптового товарооборота в сопоставимых ценах составил 83,9%. Темп роста валовой добавленной стоимости (далее – ВДС) по секции G «Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования» за январь-июнь текущего года составил 91,6% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года. Удельный вес ВДС по секции G в общем объеме валового регионального продукта Минской области составил 13,3%.

В структуре общего объема розничного товарооборота 70,4% приходится на частную форму собственности, на государственную – 10,2%, на иностранную – 19,4% (за январь-июнь 2015 года – 75,0%, 10,3%, 14,7% соответственно).

Розничный товарооборот организаций общественного питания за январь-июнь 2016 года составил 1009,1 млрд. рублей или 109,1% к уровню аналогичного периода прошлого года в сопоставимых ценах.

В области наиболее высокими темпами реализуются непродовольственные товары, темп роста за январь-июнь 2016 г. составил 103,5% к аналогичному периоду прошлого года. Темп роста реализации продовольственных товаров организациями розничной торговли составил 102,3% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года.

На потребительском рынке реализовывались в основном товары отечественного производства. Удельный вес их в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций за январь-июнь
2016 года составил 67,0%, в том числе по продовольственным товарам – 80,2%, по непродовольственным товарам – 49,7%.

По торговым организациям Минской области (секция G «Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования») прибыль от реализации за январь-июнь 2016 г. составила 614,6 млрд. рублей или 76,9% к аналогичному периоду прошлого года.

Рентабельность продаж организаций торговли Минской области за январь-июнь 2016 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,7 процентных пункта и составила 2,5%, в т.ч. рентабельность продаж организаций розничной торговли, кроме торговли автомобилями и мотоциклами, за отчетный период сложилась на уровне минус  0,6%.

Перспективы развития

Основной целью развития торговли и общественного питания Минской области на 2017 год является создание условий для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса широким ассортиментом товаров и услуг, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения и развития инфраструктуры.

Торговая сеть будет расширяться за счет реконструкции и строительства торговых объектов по следующим основным направлениям:

    • укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров, формирование крупных розничных торговых структур, работающих по технологиям торговых сетей;
    • размещение в жилых кварталах городов магазинов шаговой доступности.

В 2017 году планируется открытие более 90 торговых объектов и 40 объектов общественного питания.

Информационные материалы

Рекомендации по организации и размещению передвижных средств развозной и разносной торговли, нестационарных объектов общественного питания, летних площадок (продолжение зала), прилегающих к зданиям и сооружениям, в помещениях которых располагается объект общественного питания

Типовой договор на поставку потребительских товаров на внутренний рынок для предприятий всех форм собственности

Список торговых объектов Минской области, осуществляющих реализацию цифровых телевизионных приемных приставок и телевизионных приемных антенн для стационарного приема сигналов цифрового телевизионного вещания

Перечень организаций торговли, которые в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2014 № 1124 осуществляют сбор от физических лиц товаров, утративших потребительские свойства и отходы упаковки

Реестр организаций, осуществляющих сбор (удаление) отходов электрического и электронного оборудования, упаковки, ламп газоразрядных ртутьсодержащих, элементов питания (батареек)

Порядок, условия и стоимость предоставления платежных терминалов организациям торговли (сервиса)

Реестр юридических и физических лиц, импортирующих в Республику Беларусь опасную продукцию и опасной продукции, запрещенной к ввозу и (или) обращению на территории Республики Беларусь, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2015 г. № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов»

C 1 января 2017 г. интернет-магазины должны обеспечить платежи через ЕРИП

Вниманию субъектов торговли!