Торговля и бытовое обслуживание

Деноминация

Деноминация-2016. Основные этапы

Деноминация-2016. Соотношение денежных знаков

Разъяснение о порядке осуществления розничной торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг в период проведения деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь

Об оформлении ценников, иной информации о цене товаров в период параллельного обращения денежных знаков образца 2000 года и денежных знаков образца 2009 года

Об округлении цен (тарифов)

Форма таблиц перевода денежных знаков образца 2000 года на денежные знаки образца 2009 года

Пресс-релиз. Описание денежных знаков образца 2009 года и их основные признаки подлинности

Об округлении цен на регулируемые товары

Разъяснение Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь «О порядке осуществления розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению в период после проведения деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь»

Торговая инфраструктура

По оперативным данным на 1 октября 2017 года розничная торговая сеть Минской области представлена 12083 объектами общей торговой площадью 837,9 тысяч кв. метров.

Из общего числа объектов: 6545 магазинов, 2462 павильонов, 698 палаток и киосков, 496 передвижных средства развозной и разносной торговли, 1610 неизолированных торговых объектов, 73 торговых центра.

Из общего числа магазинов: 6238 составили магазины шаговой доступности, расположенные в зонах жилой застройки с пешеходной доступностью для жителей населенных пунктов, 294 магазина современного формата и 13 крупных магазинов.

Сеть объектов общественного питания представлена 2042 объектами на 120,0 тысяч посадочных мест, в том числе 1284 объекта общедоступной сети на 59,3 тысяч посадочных мест, 190 объектов придорожного сервиса.

Из 2042 объектов общественного питания: ресторанов – 95, ресторанов (кафе) быстрого обслуживания – 12, кафе – 543, в т. ч. мини-кафе – 157, столовых – 830, баров – 168, закусочных – 63, кафетериев – 157, других объектов – 174.

За 9 месяцев 2017 года торговая инфраструктура Минской области развивалась достаточно динамично. За счет нового строительства, реконструкции, перепрофилирования неторговых объектов в регионах области открыто 464 объектов торговли различной формы собственности общей торговой площадью 42,6 тысячи кв. метров, из них 311 магазинов (299 магазина шаговой доступности, 7 магазинов современного формата, 1 крупный магазин).

Открыто 65 объектов общественного питания на 1785 мест, в том числе 27 объектов быстрого обслуживания на 342 места.

Из общего количества открытых объектов общественного питания 5 объектов придорожного сервиса на 51 место в Крупском, Логойском, Минском и Слуцком районах.

Потребительский рынок

За 9 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года произошел рост продаж  по свежим овощам и грибам (115%), из них свежему картофелю (13,6,3%), мясу и мясным продуктам (100,9%), мясу, включая птицу и субпродукты пищевые (100,1%), говядине (100,1%), мясу домашней птицы и дичи (101,6%),  мясным продуктам (101,8%), из них консервам из мяса и субпродуктов пищевых (116,1%), рыбе, ракообразным и моллюскам (112,3%), рыбе и продуктам из нее (112,7%), рыбе (121,8%), мучным кондитерским изделиям (107,2%), сахаристым кондитерским изделиям (106%), из них шоколаду и прочим продуктам пищевым готовым, содержащим какао (105,3%), коньяку, коньячным напиткам и бренди (107,3%), пиву (108,8%), слабоалкогольным напиткам (103,7%), минеральной воде (106%), сырам (102,9%), яйцам (104,7%), маслу растительному (102,9%), детскому питанию (108,9%), крупе (107%), муке (103,9%), макаронным изделиям (106,7%), автомобилям (489,2%), новым легковым автомобилям (463,3%), подержанным легковым автомобилям (583,3%), моторному топливу (105,7%), автомобильному бензину (103,3%), дизельному топливу (105,7%), строительным материалам (113,6%), пиломатериалам (100,9%), чистящим и прочим средствам бытовой имии (117,9%), верхней одежде (101,1%), из нее одежде трикотажной (109,6%), нижнему белью (102,9%), чулочно-носочным изделиям (106,3%), обуви (133,8%), из нее обуви кожаной (136%), фармацевтическим товарам (106%), парфюмерно-косметической продукции и туалетным принадлежностям (109,7%).

Снижение объемов продаж произошло по свежим фруктам и орехам (99,8%), мясу (98,7%), свинине (96,3%), пищевым субпродуктам (98,2%), рыбе приготовленной или консервированной (98,4%), из них консервам и пресервам из рыбы, икре и ее заменителям (92,8%), ракообразным, моллюскам и прочим морепродуктам (99,7%), винам виноградным 96,3%), винам плодовым (90,6%), винам игристым, включая шампанское (98,5%), водке (97,6%), ликерам и ликероводочным изделиям (97,8%), фруктовым и овощным сокам (86,8%), маслу сливочному (94,9%), сахар и сахарозаменителям (93,8%), телевизорам (77,7%), цементу (53,7%), плитке керамической (82,6%), холодильникам и морозильникам бытовым (69,9%), стиральным машинам бытовым и машинам для сушки одежды (76,7%).

На потребительском рынке реализуются в большей степени товары отечественного производства, доля которых в общем объеме  розничного товарооборота торговых организаций за 9 месяцев 2017 года составила 67,4%, в том числе по продовольственным товарам – 80,6%, непродовольственным товарам – 49,6%.  

Финансово-хозяйственная деятельность

По итогам работы торговой отрасли Минской области за девять месяцев 2017 года получен розничный товарооборот торговли через все каналы реализации на сумму 4302,1 млн. рублей или 102,2% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года при доведенном Минским облисполкомом показателе на 2017 год 102,2%.

За девять месяцев текущего года темп роста оптового товарооборота в сопоставимых ценах составил 107,3%. Темп роста валовой добавленной стоимости (далее – ВДС) по секции G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов» за январь-сентябрь текущего года составил 104,2% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года. Удельный вес ВДС по секции G в общем объеме валового регионального продукта Минской области составил 11,0%.

В структуре общего объема розничного товарооборота 67,8% приходится на частную форму собственности, на государственную – 10,7%, на иностранную – 21,5% (за январь-сентябрь 2016 года – 70,3%, 10,4%, 19,3% соответственно).

Розничный товарооборот организаций общественного питания за январь-сентябрь 2017 года составил 176,5 млн. рублей или 101,9% к уровню аналогичного периода прошлого года в сопоставимых ценах.

В области наиболее высокими темпами реализуются непродовольственные товары, темп роста за январь-сентябрь 2017 г.  составил 103,8% к аналогичному периоду прошлого года. Темп роста реализации продовольственных товаров организациями розничной торговли составил 101,7% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года.

По торговым организациям Минской области (секция G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов») прибыль от реализации за январь-август 2017 г. составила 78,7 млн. рублей или 91,7% к аналогичному периоду прошлого года.

Рентабельность продаж организаций торговли Минской области за январь-август 2017 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,4 процентных пункта и составила 2,1%.

Чистая прибыль организаций торговли Минской области за восемь месяцев текущего года составила 48,8 млн. рублей, что на 11,3% больше чистой прибыли, полученной за соответствующий период прошлого года.

Перспективы развития

Основной целью развития торговли и общественного питания Минской области на 2017 год является создание условий для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса широким ассортиментом товаров и услуг, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения и развития инфраструктуры.

Торговая сеть будет расширяться за счет реконструкции и строительства торговых объектов по следующим основным направлениям:

    • укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров, формирование крупных розничных торговых структур, работающих по технологиям торговых сетей;
    • размещение в жилых кварталах городов магазинов шаговой доступности.

В 2017 году планируется открытие более 90 торговых объектов и 40 объектов общественного питания.

Информационные материалы

Рекомендации по организации и размещению передвижных средств развозной и разносной торговли, нестационарных объектов общественного питания, летних площадок (продолжение зала), прилегающих к зданиям и сооружениям, в помещениях которых располагается объект общественного питания

Типовой договор на поставку потребительских товаров на внутренний рынок для предприятий всех форм собственности

Список торговых объектов Минской области, осуществляющих реализацию цифровых телевизионных приемных приставок и телевизионных приемных антенн для стационарного приема сигналов цифрового телевизионного вещания

Перечень организаций торговли, которые в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2014 № 1124 осуществляют сбор от физических лиц товаров, утративших потребительские свойства и отходы упаковки

Реестр организаций, осуществляющих сбор (удаление) отходов электрического и электронного оборудования, упаковки, ламп газоразрядных ртутьсодержащих, элементов питания (батареек)

Порядок, условия и стоимость предоставления платежных терминалов организациям торговли (сервиса)

Реестр юридических и физических лиц, импортирующих в Республику Беларусь опасную продукцию и опасной продукции, запрещенной к ввозу и (или) обращению на территории Республики Беларусь, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2015 г. № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов»

C 1 января 2017 г. интернет-магазины должны обеспечить платежи через ЕРИП

Вниманию субъектов торговли!