Защита прав потребителей
Защита прав потребителей

Всемирный день прав потребителей, который ежегодно проводится 15 марта, в 2022 году пройдет под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги». 

С 2000 года в нашей стране на государственном уровне учрежден День прав потребителей – 15 марта. Каждый год 15 марта потребительское движение отмечает Всемирный день прав потребителей, повышая глобальную осведомленность о проблемах потребителей и способах защитить их права. В 2022 году внимание потребительских организаций обращено к цифровым финансовым услугам. Потребительское движение будет проводить кампании и исследования с целью развития цифровых финансовых услуг, которые будут инклюзивными, безопасными, справедливыми, устойчивыми, и которые будут держать данные пользователей под защитой.  

В условиях быстро меняющегося рынка Всемирный день защиты прав потребителей даст импульс обсуждению цифровых финансовых услуг, основной фокус которого – улучшение положения потребителей.

Цифровые технологии кардинально меняют привычные рынки платежей, кредитования, страхования, становясь ключевым фактором для потребителей финансовых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг.

По мере глобализации данного сегмента потребительского рынка у граждан возникают новые социально-экономические возможности. Однако будущее успешное развитие цифровой экономики возможно только при условии, что все используемые в данной сфере технологии будут не только общедоступны, но и защищены от мошенничества, злоупотреблений и технических ошибок.

В этой связи возникает необходимость повышать цифровую грамотность потребителей, для того чтобы потребители могли пользоваться всем спектром интернет-технологий в сфере финансовых услуг, правильно оценивали их, а также владели навыками защиты от интернет-угроз в т.ч. финансового мошенничества.

В целях проведения Дня потребителя в Республике Беларусь в 2022 году под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги» в регионах Минской области проводятся следующие мероприятия:

  • доведение информации о тематике проведения Дня потребителя под девизом  «Справедливые цифровые финансовые услуги» до широкой общественности путем размещения соответствующей информации на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов в региональных СМИ;

  • подготовка пресс-релиза о работе местных исполнительных и распорядительных органов в 2021 году в сфере защиты прав потребителей, в том числе о правоприменительной практике рассмотрения обращений и размещение указанной информации на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов;

  •  в местных СМИ (газеты (областные, районные), радио, телевидение) с информацией о деятельности местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей, актуальных вопросах, правовых механизмах защиты потребительских прав и законных интересов граждан;

  • организация накануне 15 марта 2022 г. работы «горячих линий» по вопросам защиты прав потребителей с привлечением специалистов территориальных государственных органов, представителей организаций, осуществляющих деятельность на территории региона, и др., предварительно разместив на сайтах информацию о проведении таких телефонных линий.


За январь-март 2022 года специалистами райгорисполкомов и главного управления торговли и услуг Минского облисполкома рассмотрено 283 обращения по вопросам защиты прав потребителей, что на 20 обращений меньше, чем в 2021 году (93,4% к уровню прошлого года). Возвращено материального ущерба по результатам рассмотрения обращений в досудебном порядке на сумму 5138,0 рублей (2021 г. – 4826,8 рублей), по неразрешенным в досудебном порядке вопросам райисполкомами было подано 5 исков в суд о защите прав потребителей. В целях предупреждения нарушений прав потребителей изготовителям, продавцам, исполнителям услуг направлялись рекомендации и предупреждения, проводилась разъяснительная работа. Вынесено 8 предписаний об устранении нарушений (2021 г. – 8), составлено 8 протоколов об административном правонарушении (2021 г. – 3).

Анализ обращений граждан по защите прав потребителей показывает, что за январь-март 2022 года в главное управление и райгорисполкомы наиболее часто граждане обращались по вопросам, связанным с: приобретением товаров (услуг, работ) ненадлежащего качества, предоставлением недостоверной информации о товарах (в том числе на сайтах интернет-магазинов), нарушением сроков исполнения договорных обязательств и сроков устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы). 

Памятка по приобретению товаров в интернет-магазине

Памятка по приобретению сложно-технических товаров


Экономика и финансы