Уникальный проект по «зеленым» технологиям. БЕЛАЗ представил опытную модель дизель-троллейвоза
Уникальный проект по «зеленым» технологиям. БЕЛАЗ представил опытную модель дизель-троллейвоза

На БЕЛАЗе очередной прорыв. На территории предприятия 22 июня запустили полигон по испытанию дизель-троллейвозов. Теперь заводчане смогут не только проводить качественные испытания этих самосвалов, но также поставлять инновационную технику со всей необходимой инфраструктурой под ключ. И самое главное — это уверенный шаг в сторону «зеленых» технологий. Новые возможности жодинцев оценил и МЛЫН.BY.

Для БЕЛАЗа дизель-троллейвоз не новинка. Завод уже когда-то пробовал выпускать такую технику. Впервые дизель-троллейвоз был собран здесь еще в советские времена — в 1964 году. Через два года новинку — 65-тонный БЕЛАЗ-Э524 доставили на кузбасский угольный разрез «Красногорский». Спустя два десятилетия БЕЛАЗ сделал следующую попытку запустить троллейвозы в серийное производство. В 1987 году с конвейера сошли два таких БЕЛАЗа-75195 грузоподъемностью 110 тонн. Их тестировали горняки Куржункульского железорудного рудника, расположенного в Казахстане. Испытания прошли более чем успешно, но осуществлению амбициозных планов по производству «техники будущего» помешал распад СССР.

Сегодня горнодобывающие компании не просто присматриваются к такой технике, но и планируют активно использовать ее в работе. Одной из первых компаний, кто проявил интерес к организации перевозок с помощью дизель-троллейвозов БЕЛАЗ, стала «Восточная горнорудная компания». БЕЛАЗ всегда стремится учитывать пожелания потребителей и поэтому принял решение не только о возобновлении производства дизель-троллейвозов, но и о создании полигона для демонстрации комплексных решений потребителям.

По словам генерального директора БЕЛАЗа Сергея Никифоровича, выпуск таких машин и запуск полигона — это перспективное направление развития карьерной техники БЕЛАЗ, учитывающее мировые тенденции по использованию альтернативных источников энергии.

— Эксплуатация дизель-троллейвоза способствует сокращению выбросов вредных веществ в окружающую среду и улучшению экологической обстановки в карьерах и прилегающих районов. Мы предлагаем комплексные решения по организации всей необходимой инфраструктуры. И верим, что именно такой подход поможет нашим потребителям увеличивать производительность и снижать себестоимость перевозок, — подчеркнул гендиректор.

Министр промышленности Беларуси Петр Пархомчик отметил, что БЕЛАЗ всегда развивался бурно и инновационно:

— И вот сегодня мы присутствуем при реализации одного из уникальных проектов компании — проектов зеленой технологий. И очень приятно, что его заказчиком выступают наши друзья из Сахалина — «Восточная горнорудная компания» во главе с председателем Совета директоров Олегом Мисеврой. Для того, чтобы решить эту довольно трудную задачу понадобилось создать испытательный полигон на территории БЕЛАЗа. Чтобы конструктора могли воочию прочувствовать это новое направление и произвести доработки и выполнить все поставленные задачи, которые требуют эти технологии. Нет никаких сомнений, что у БЕЛАЗа все получится. Хочется добавить, что программа по зеленым технологиям имеет продолжение. Идем к постепенному отказу от двигателей внутреннего сгорания с переходом на самосвалы полной комплектации с помощью аккумуляторных батарей или других разработок.

Он добавил, что в ближайшее время партия карьерных самосвалов будет поставлена на Сахалин и начнет выполнять свою миссию, что даст определенный сигнал другим компаниям, заинтересованным в этих технологиях.

— Представитель компании БЕЛАЗ неоднократно были на Сахалине и сегодня мы можем гордится нашей совместной работой, — добавил Петр Пархомчик. — Когда мы только познакомились они добывали около 2 — 2.5 миллион тонн угля. Сегодня они идут на рекорд, который составит более 12,5 миллионов тонн угля в год. И это не предел. Мы очень рады, что они выбрали именно белорусскую компанию, которая с честью выполняет поставленные задачи.

Слова министра поддержал и ключевой на текущий момент бизнес-партнер проекта. Олег Мисевра, председатель совета директоров «Восточной горнорудной компании» также присутствовал со своими коллегами на открытии полигона. Они одни из крупнейших на Дальнем Востоке производителей угля.

— Как потенциальный, заинтересованный заказчик, мы стараемся быть максимально вовлечены в ход разработки и тестирования новинки. Поэтому сегодня мы здесь — на БЕЛАЗе. Сейчас как раз активно обсуждаем с белорусской стороной проведение опытно-промышленной эксплуатации машины на нашем Солнцевском угольном разрезе. Думаю, что все получится, — подчеркнул Олег Мисевра.

Что касается самого заводского полигона. Для проведения исследований, испытаний и настройки оборудования здесь установлена контактная троллейная линия общей протяженностью более полукилометра, смонтирована тяговая подстанция, собран первый дизель-троллейвоз БЕЛАЗ-7530Е грузоподъемностью 220 тонн, разработана система управления машиной.

Мировая горнодобывающая отрасль приходит к внедрению более экологичных машин. Дизель-троллейвозы, карьерные самосвалы на аккумуляторных батарейках — перспективное направление в русле мировых тенденций по использованию альтернативных источников энергии в карьерной технике.

Раскладываем, так сказать по пальцам: применение дизель-троллейвозов позволит увеличить скорость движения на подъеме в 1,8–2 раза. Это в свою очередь даст возможность повысить производительность. При этом будет обеспечено снижение расхода топлива до 80%, соответственно, значительно сокращены выбросы вредных веществ в окружающую среду и улучшена экологическая обстановка в карьере и прилегающих районах. Также переход на дизель-троллейвозы позволит применить дизельные двигатели меньшей мощности.

Также специалисты БЕЛАЗа поделились планами в этом направлении.

— В планах — вместо двигателя применить в составе дизель-троллейвоза накопители на базе аккумуляторов или конденсаторов, что позволит создать полностью «зеленый» транспорт, свободный от вредных выбросов. Зарядка накопителей предполагается во время движения под контактной сетью и на спуске, а удельная емкость аккумуляторных батарей и количества их циклов заряда-разряда будет увеличена в несколько раз. Есть все основания полагать, что такое техническое решение станет востребованным.

Галерея изображений